РЖД нарушает закон о конкуренции при выборе страховщика - СП РФ
Счетная палата (СП) РФ выявила нарушения закона о конкуренции со стороны ОАО "РЖД" при проверке деятельности страховой компании "ЖАСО" на предмет соблюдения действующего законодательства об обязательном личном страховании пассажиров железнодорожного транспорта в 2009 2011 годах. Как говорится в сообщении СП РФ, проверка проводилась совместно с Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).
ОАО "РЖД" как субъект естественной монополии обязано осуществлять отбор страховых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", отмечается в сообщении СП РФ. Но этого не происходит.
"Много лет подряд партнером "РЖД" по исполнению указа президента "Об обязательном личном страховании пассажиров" выступает страховое общество "ЖАСО", - отметила главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова.
"Страховые премии по этому виду страхования уплачиваются самими пассажирами при покупке железнодорожных билетов. Они не превышают нескольких рублей. Страховая защита по устаревшему указу президента Бориса Ельцина распространяется не на все пассажирские перевозки, а только на перевозки поездами дальнего следования", - добавила аналитик.
Она отметила, что по действующему законодательству РФ "любой вид обязательного страхования в РФ должен регулироваться федеральным законом. Минфин РФ несколько лет назад делал попытку отменить указ об обязательном страховании пассажиров на одном виде перевозок - на железнодорожном транспорте - но безуспешно".
В ходе заседания коллегии СП РФ, на котором обсуждались результаты проверки деятельности страховщика, а также оценивалась его финансовая устойчивость, было признано, что ОАО "ЖАСО" "имеет устойчивое финансовое состояние, его страховая и инвестиционная деятельность прибыльна, в полном объеме соблюдены требования страхового законодательства к финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации".
По данным СП РФ, общая сумма начисленных премий ОАО "ЖАСО" за 2009 2010 годы и первый квартал 2011 года по обязательному личному страхованию пассажиров железнодорожного транспорта составила 503,1 млн рублей, сумма отчислений в резерв предупредительных мероприятий ОАО "ЖАСО" - более 413,3 млн рублей, общая сумма страховых выплат - 1,4 млн рублей, что в среднем составляет 0,27% от начисленной премии.
"Проверка показала, что низкий уровень страхового возмещения по обязательному личному страхованию пассажиров железнодорожного транспорта не обеспечивает достойного возмещения вреда жизни и здоровью пассажиров, что значительно снижает эффективность действующей системы страховой защиты пассажиров железнодорожного транспорта", - говорится в сообщении СП РФ. Максимальная величина страховой выплаты за смерть пассажира согласно указу составляет 12 тыс. рублей, средняя выплата при получении пассажиром травмы - 750 рублей.
"Отсутствие федерального закона, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров, существенно снижает эффективность данного вида страхования и дает основания пассажирам отказываться от обращения за страховым возмещением, а в ряде случаев - от оплаты такой страховки", - отмечают аудиторы СП РФ.
Со своей стороны пресс-служба ОАО "РЖД" дала некоторые разъяснения относительно выводов СП РФ. В частности в компании отмечают, что "обязанность субъектов естественных монополий по отбору страховых организаций на конкурсной основе установлена статьей 18 Федерального закона "О защите конкуренции" (вступил в силу 27 октября 2006 года).
Вместе с тем, договор обязательного личного страхования пассажиров железнодорожного транспорта, перевозимых ОАО "РЖД", был заключен с ОАО "ЖАСО" 13 апреля 2004 года без проведения конкурса, что не противоречило действовавшему на тот момент законодательству.
Согласно условиям указанного договора, он распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2003 года (дата начала хозяйственной деятельности ОАО "РЖД"), и действует по 31 декабря 2008 года.
"В случае, если ни одна из сторон письменно не сообщит другой стороне о прекращении его действия не менее чем за 60 дней до этой даты, договор считается продленным на следующий пятилетний срок", - отмечается в пояснении компании.
Заявлений о прекращении действия договора не было сделано, и договор был автоматически пролонгирован по 31 декабря 2013 года.
Таким образом, договорные отношения между ОАО "РЖД" и ОАО "ЖАСО" были установлены до вступления в силу Федерального закона "О защите конкуренции". В настоящее время имеет место исполнение условий заключенного ранее договора, нарушать которые ОАО "РЖД" не вправе.
С учетом изложенного, нарушений антимонопольного законодательства в деятельности ОАО "РЖД" в части отбора страховых организаций не усматривается, полагает крупнейший пассажирский перевозчик страны.
В то же время, отмечает аналитик "Интерфакса", некое противоречие налицо. "Если закон, имеющий большую силу вступил в силу позже договора и противоречит ему, разве это не повод привести положения договора в соответствие с новым законом? В практике российского страхования ответственности период страхования по договорам чаще всего измеряется одним годом".
Вместе с тем в ОАО "РЖД" отмечают, что в акте по результатам контрольного мероприятия "Проверка финансовой устойчивости, показателей страховой деятельности, гарантирующих обеспеченность и выполнение страховых обязательств ОАО "ЖАСО", а также эффективности действующего законодательства об обязательном личном страховании пассажиров железнодорожного транспорта в 2009 - 2011 годах (совместно с ФСФР России)" от 14 октября 2011 года, представленном на ознакомление в ОАО "РЖД", отсутствует вывод о том, что непроведение конкурсных процедур по выбору ОАО "ЖАСО" в качестве страховой организации является нарушением антимонопольного законодательства".
Как сообщалось ранее, правительство не решилось на отмену указа Б.Ельцина, рассчитывая заменить его полновесным федеральным законом об обязательном страховании пассажирских перевозчиков на всех видах транспорта.
Этот законопроект был подготовлен Минтрансом РФ, работа над документом активизировалась после трагедии и гибели пассажиров теплохода "Булгария", Госдума РФ рассмотрела его в первом чтении. Предельные выплаты по рискам жизни и здоровью пострадавших пассажиров установлены документом на уровне 2 млн рублей.
Однако прогнозы депутатов на скорейшее рассмотрение законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами во втором чтении не оправдались. В Госдуму пока не поступило заключение на законопроект от главного правового управления президента РФ.
Как сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" источник в Госдуме РФ, "вероятность рассмотрения и принятия нижней палатой Федерального собрания важного с точки зрении защиты пассажиров законопроекта уменьшается с каждым днем, до окончания нынешней сессии осталось немного времени".
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 11 ноября 2011 г.
Версия для печати
Все новости за 11 ноября 2011 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Конкурсы, Страхование от несчастных случаев, Страхование ответственности
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|